«Тетрис» получил статус современного искусства

Я принадлежу к вымирающему поколению, которое в 1985 году видело самый первый Тетрис, на текстовом мониторе с зелеными буковками. Имя Алексея Пажитнова было известно только в узких кругах московских программистов, мы, провинциалы, могли оценить только результат. Это сегодня Тетрисы лепят студенты в качестве курсовой работы. А сумели бы они проделать это без графики, объектного программирования, практически без операционной системы – это большой вопрос. Самое интересное, что великая игра была написана в качестве шутки, для демонстрации возможностей ЭВМ «Электроника 60», аналога PDP8. На родине этого прекрасного компьютера ничего подобного никому и в голову не пришло.

История Тетриса – это история борьбы за авторские права. Молодое поколение не знает, что в Советском Союзе существовала достаточно странная патентная система. Существовал патент, который стоил достаточно дорого, потому их получали только предприятия (хотя получения патента на изобретение отдельным гражданином и не исключалось), и авторское свидетельство, закреплявшее только авторское право, но автоматически разрешавшее использование предмета патентования государством. Рассчитывать на финансовую прибыль в этом случае было весьма проблематично. В прекрасном фильме «Гений» такими авторскими свидетельствами герой Абдулова оклеил туалет. И еще один факт – компьютеров в частном пользовании не было, а все, что сделано на рабочем месте, считалось собственностью организации, которой компьютер принадлежал. Фриланс и копирайтинг не существовали в принципе.

Эти условия объясняют те перипетии, которые окружили Тетрис, как только он попал на глаза западным бизнесменам. Сам Пажитнев в то время не придавал значения своему детищу, он занимался серьезными проблемами, и, по легенде, просто подарил игрушку приятелю из Венгрии. Лавина сорвалась. Быстренько нашлась британская компания Andromeda, которая игру «изобрела» и портировала на разные платформы. Советское правительство опомнилось только через три года и начало отстаивать свои права (которые формально автоматически ему принадлежали – ведь комьютер-то был государственным), но было уже поздно. Тетрис для Spectrum явочным порядком стал международным стандартом. Сам Пажитнев первые деньги за свою разработку получил только через 6 лет, когда Союз фактически развалился.

На сегодняшний день Тетрис – самая популярная игра в мире. С 1995 года ее скачали 100 миллионов раз. Пажитнев живет в Америке, отнюдь не бедствует, но так и не стал миллионером. Он один из самых знаменитых программистов в мире. А его изобретение, вместе с несколькими другими компьютерными играми, признано современным искусством. Нью-Йоркский музей современного искусства приобрел для своей экспозиции 14 игр, первой из которых стал Тетрис. Кроме него, в этом списке вечный Pac-Man, Sims, Portal. Следующий кандидат на включение в экспозицию – бодрый сантехник Марио. По мнению администрации музея, эти игры стали подлинными образцами интерактивного дизайна. Мог ли скромный сотрудник одного из столичных НИИ представить себе, что безделушка, сотворенная им от избытка таланта, принесет ему мировую славу? Он даже стал сюжетом для мультфильма.

18 комментарев для “«Тетрис» получил статус современного искусства

  1. Тетрис — одна из самых простых, доступных и популярных игр. Так что статус современного исскуства он заслужил поправу. В детстве эта игрушка была в диковинку, а сейчас уже ей мало кого удивишь.

    p.s. на фото Чак Норрис?;) Смотрю вроде похож, а вроде и нет))

    1. На фото Алексей Пажитнов собственной персоной. Неплохо выглядит. Неожиданная слава вместе с потерей многих гипотетических миллионов не сделала его мизантропом.

  2. Не знаю как насчет какой-то там мотивации :) Но пространственное воображение тетрис развивает неплохо, особенно трехмерный.

    1. Ну и служить тестом на пространственное воображение тоже. Кстати, пространственный Тетрис не получил даже сотой доли популярности оригинала. Может с появлением 3d-технологий кто=то догадается сделать его заново?

    1. А я вообще ни во что больше по настоящему не играл. Компутер для меня всегда был рабочим инструментом. Вы часто встречали плотника, который дома играется топором и пилой?

      1. Есть психологи, всерьез считающие Тетрис самой вредной компьютерной игрушкой. Он, дескать, лишает мотивации, потому что не имеет цели.

              1. Куда его только не втыкают. В телефонах — это уже просто стандарт, но про Тетрис в телевизоре я еще не слышал.

                  1. Сейчас, вроде, Смарт ТВ от Самсунга позволяет принимать даже интернет.

Обсуждение закрыто