Какономика и копирайтинг

Так получилось, что вернувшись из отпуска, я нырнул в канализацию. К счастью, не в прямом смысле. Меня дожидались статьи об автономных системах очистки сточных вод. Подбирая материал для работы, я наткнулся на текст из совершенно другой области знаний – макроэкономики. У поисковиков своеобразное чувство юмора.

Философ и лингвист Глория Ориджи рассматривает в своей статье интересный вопрос – почему люди предпочитают товары низкого качества? Казалось бы, каждый хочет получить в руки что-нибудь получше за что-нибудь похуже. Это одно из правил игры в нормальной экономике. В сегодняшней какономике (термин Глории Ориджи) все обмениваются некачественными товарами, заранее зная, что они некачественные. В самом по себе слове нет ничего плохого, слова с корнем «како» используются нами достаточно часто, особенно в научном обиходе. В переводе с греческого – просто плохой, дурной. Речь не о нем.

Научные термины с греческим корнем ΚΑΚΟΣ (плохой, дурной)

  • Какофония –хаотическое неприятное сочетание звуков
  • Какократия – плохое правление
  • Какография – умышленные ошибки в тексте в учебных целях
  • Какотопия – литературное произведение в жанре антиутопии
  • Какология – неправильный оборот речи, который, формально не является ошибкой, но нарушает принятое словоупотребление или разрушает логику фразы
  • Какемфатон – ошибка в слове или фразе, придающее им двусмысленное и неприличное значение
  • Какодил – металлоорганическое соединение мышьяка. Название получил за мерзкий запах, применяется в отравляющих веществах и гербицидах

Все слышали миф об электролампочке, вот уже второй век непрерывно светящейся в пожарном депо Цинцинатти. Конспирологи убеждены, что давно существуют аккумуляторы, массовое производство которых уничтожит двигатели внутреннего сгорания. Эти легенды основаны на предположении, что обществу потребления невыгодны неломающаяся мебель, небьющаяся посуда, вечные автомобили. Все, что продается людям, должно как можно быстрее выходить из строя, чтобы не останавливалось производство. Всего лишь век тому назад Китай славился высочайшим качеством своих изделий, сегодня он превратился в гигантскую фабрику по производству  чудовищного барахла. И богатеет на этом барахле, как на дрожжах.

Участники какономики играют в лицемерную игру. Официально все декларируют, что обмениваются ценностями высокого качества, а на самом деле прекрасно понимают, что это ложь. В статье приведен пример с итальянскими строителями, которые никогда не делают то, что обещано, но и не рассчитывают получить полной оплаты. Оказывается Равшан с Джамшудом родом из Италии! А я-то думал…

Ужасно, что в этой игре участвуют не отдельные личности, а страны и континенты целиком. Весь мир знает, что доллары США – это официально ничем не обеспеченная бумага, но они по-прежнему составляют основу золотовалютных резервов большинства стран мира. Это ли не пример глобальной какономики?

А теперь посмотрим в зеркало. Не я ли сам обязательно переделываю начало статьи в случае ее возврата, даже если оно мне нравится? Богатый опыт подсказывает, что дальше первого абзаца ее читают редко, а вернули, потому что менеджеру нужно показать свою деятельность. А чем лучше заказчик, предлагающий работу за 8000 рублей в час и требующий 7-8 статей в день объемом 2500 знаков? Он наверняка прекрасно понимает, что он получит, но и платить заявленную сумму тоже явно не собирается. Этот пример не выдумка, проект и сегодня на Фрилансе, можно зайти и убедиться.

kak2

Вот и появляются в статьях перлы: «Пожалуй, самым огромным преимуществом нашего отеля, является возможность размещения в нашем отеле». Это тоже не прикол, пример совершенно реальный с сайта 4-хзвездочного отеля. Если весь отель такой же, как эта фраза, то его надо объезжать десятой дорогой. Какология на какотопии сидит и какемфатоном погоняет.

 

В Рунете постоянно тлеет вялотекущая дискуссия о том, как правильно называться людям моей профессии – копирайтерами, рерайтерами или вебрайтерами. Предлагаю новый класс авторов, пишущих для Интернета – какирайтеры и застолбляю за собой авторское право на этот строго научный термин. Интернет оказался просто непаханым полем для их деятельности. Видеокурсы с дергающейся картинкой, аудиокниги с «фефектами фикции», учебники «Копирайтинг – це дуже просто» со стадами орфографических ошибок, сайты с зашкаливающей тошнотностью – вот плоды труда какирайтеров. Так выпьем же за то Так помолимся же Давайте просто будем стараться делать свою работу хорошо, чтобы не стыдно было получать за это хорошую оплату. Будьмо! Аминь! Удачи всем!

В статье использованы материалы журнала Esquire. А это так, навеяло…

14 комментарев для “Какономика и копирайтинг

    1. Разумеется вы правы. Но для полного описания этого явления недостаточно короткой статьи в копирайтерском блоге. Ею занимаются международные институты — не находят решения проблемы. На сомом деле оно есть, но требует самоограничения от всей человеческой цивилизации, а кто ж на это согласится?

  1. Стоит ли удивляться, что весь мир выпускает какопродукцию, если целые НИИ, с их лабораториями, готовят для нас заранее некачественные товары? А Интернет, с его «фефектами» речи и корявым контентом — это всего лишь обложка нашей теперешней жизни.

    1. Такой взгляд на экономику не так уж нов. Кажется еще в 60-х годах прошлого века Роберт Шекли написал великолепный рассказ «Непрочный мир» на эту тему.

      1. Каюсь: Роберта Шекли не читал. А Ярослав Гашек — это один из моих любимых авторов. Швейк — это прототип наших теперешних политиков. Прикидываются дураками и все им с рук сходит

        1. я уж думал, что мне одному так кажется. Очень удобная позиция. Хотя в их глупость уже никто, кажется, не верит. Швейк ведь не только дураком не был, а и подлецом тоже. Так, мелкий мошенник, собак воровал, на чужие трактиры не покушался.

    1. Что грустно, то грустно, это Вы верно заметили. Но чем мы, грешные, лучше других?

  2. Спасибо! Поищу. Устроила себе выходной. Хорошей литературы хочется…

  3. «Какология на какотопии сидит и какемфатоном погоняет», — теперь для меня эта фраза — энциклопудическая, Борис! Какирайтер — тоже замечательное слово с конкретным смыслом, который исказить невозможно. Уверена, что слово приживется!

    1. Ярослав Гашек писал: «Я горд тем, что обогатил чешский язык новым ругательством». Он имел в виду, что слово «Швейк» стало синонимом идиота. Может и мне посчастливилось пополнить нашу всеобщую кормушку — русский язык — хоть одним зернышком. Теперь умру спокойно, сбылась мечта идиота копирайтера!

      1. Борис, мы от Вас ещё и не такого дождёмся! Погодите умирать. Вы мне книгу какую-нибудь хорошую не посоветуете? На Ваш вкус…

        1. Возможно Вы читали те же книги, что и я. Ну вот из не очень известных — «Загадка Прометея» Лайоша Мештерхази. Мой, так называемый, стиль — только подражание ему.

Обсуждение закрыто