Был ли реальный прототип у Синбада Морехода?

Нам сейчас невозможно даже представить себе, что всего каких-то 600 лет назад на Земле жили народы, которые практически ничего друг о друге не знали. Речь идет сейчас не об Америке или Австралии, а о вполне обжитой Евразии. Даже после монгольского нашествия в Европе практически не было сведений о Китае, потому книга Марко Поло вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Кстати, все чаще звучат доводы в пользу того, что это путешествие – выдумка, сочиненная Поло только для того, чтобы вырваться из тюрьмы. Во всяком случае, никакими китайскими документами оно не подтверждено, а там бюрократия была на высоте.

Европейцы страшно гордятся эпохой великих географических открытий. Имена Васко да Гамы и Колумба известны каждому школьнику. Нет сомнений, это были великие мореходы, только за столетие до них не менее невероятные деяния совершил человек по имени Чжан Хэ, которого почитают в Китае, Индонезии и Индии, как величайшего мореплавателя. А он не был даже китайцем, и родился в степи, далеко от моря, в провинции Юньнань. Семья была мусульманской, есть сведения, что отец и дед будущего адмирала даже совершили хадж (вдумайтесь только, пешком, через всю Азию!). Мальчика звали Ма Хэ. Так бы и прожил он вся жизнь в деревне Хэдай, но неожиданно на его народ обрушилась беда – китайская армия. По правилам тогдашней войны, женщин продавали в рабство, мужчин убивали, а мальчиков оскопляли. Так Ма Хэ стал евнухом.

Модели баочуня и кравеллы на одном стенде

Это открыло ему дорогу на государственную службу к правителю провинции Чжу Ди. Через несколько лет, в результате переворота Юнлэ становится императором, он оценил заслуги верного слуги, присвоил ему титул и новое имя – Чжан Хэ. С этого момента и начинается история его великих походов. Императору хотелось завязать новые дипломатические отношения с зарубежными странами и, по его приказу, строится огромная флотилия из 255 кораблей. И каких кораблей! Основу флотилии составляли баочуани – фантастические суда, приблизиться к масштабам которых европейцам удалось только 500 лет спустя. Длина такого корабля составляла 135 метров (для сравнения: «длина «Санта Марии» — всего 25 метров), ширина – 55 метров, водоизмещение – 30 000 тонн, команда состояла из тысячи матросов. Всего в экспедиции участвовали 27 000 человек.

Это воспринимается, как заведомое вранье, но, повторюсь, Китай всегда был предельно бюрократическим государством. Сохранилось множество документов, и не только китайских, которые подтверждают эти сведения. И самое главное – это был невоенный флот, хотя на борту был немалый контингент «морской пехоты», который позволял адмиралу не только защищаться, но и активно воевать с пиратами или непочтительными правителями различных стран.

Маршруты экспедиций Чжан Хэ

Основной миссией походов Чжан Хэ была дипломатия. Трюмы баочуаней были забиты не оружием, а подарками – в основном, драгоценным шелком. Он должен был установить связи с островами Индонезии, странами Индокитая, Шри-Ланки и Индии. Чжан Хэ справился с ней настолько удачно, что памятники ему и сейчас стоят на многих берегах этого региона. А последние его экспедиции привели адмирала к берегам Аравии и Африканского Рога. В Сомали и сейчас живет народность, ведущая родословную от членов экипажа разбившегося на здешних скалах корабля китайского флота.

Чжан Хэ совершил 7 экспедиций. Есть предположение, что он доплыл даже до Австралии и Америки. Основанные им торговые фактории китайских купцов благоденствовали под защитой его флота. Вполне вероятно, что именно он был прототипом Синбада Морехода из арабских сказок. Но пока он плавал, его покровитель император Юнлэ умер, а пришедший к власти ленивый внук не проявлял интереса к международным контактам. Китай самоизолировался от мира, и великие деяния великого мореплавателя утонули в архивной пыли.

Памятник Чжан Хэ в Нанкине

А ведь он был одним из самых ярких и образованных людей своего времени, другом канцлера Су Цзина, собирателя величайшей энциклопедии. О широте взглядов адмирала и его эрудиции говорит тот факт, что на Цейлоне он построил храм Будды, Аллаха и Вишну – один на троих! До такого взлета терпимости люди не доросли и сейчас.

Невероятными, все же, бывают человеческие судьбы. Искалеченный солдатами деревенский мальчишка руководит тысячами людей в сугубо дипломатических экспедициях, водит по звездам гигантские корабли, строит храмы, воюет с пиратами – и бесследно растворяется в тумане времени.

Один комментарий для “Был ли реальный прототип у Синбада Морехода?

  1. Очень познавательная статья! Интересная история, необычные судьбы людей… Как многообразна жизнь! Сколько открытий уже сделано, а сколько сделать только предстоит :) Это прекрасно!

Обсуждение закрыто